05.09.2022
Современного культурного
человека отличает не только уровень образованности и самодостаточности, но и
наличие у него чувства уважения к окружающим. Следовательно, важнейшей задачей,
с точки зрения гуманистической психологии и гуманной педагогики, является формирование
у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на
основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их
взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что
сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего
выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе мы стремимся
сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими
показателями целостности личности, способной создать собственное представление
о своем будущем жизненном пути.
На современном этапе развития общества
возникла необходимость формирования культуры толерантности у подрастающего
поколения, начиная уже с дошкольного возраста.
Формирование этого важнейшего качества
происходит уже в детстве в условиях семьи и образовательных учреждений,
продолжается на протяжении всей жизни с развитием образования.
«Толерантность» звучит на разных языках,
но смысл всегда один - способность признавать отличительные от своих
собственных идеи и мнения;
o
готовность быть терпимым, снисходительным;
o
быть по отношению к другим великодушным;
o
способность терпеть что-то или кого-то.
Идеи,
взятые за основу:
Относиться к окружающим с
уважением.
Никогда не думать, что
Ваше мнение важнее мнения другого человека.
Не навязывать свое мнение
другим, его можно просто высказать.
Надо помнить, что каждый
волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках
приличия).
Уметь видеть ценность и
самобытность культуры каждой нации.
В решении задач
формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию и
воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Терпимость,
уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться уже в
раннем возрасте, в детском саду.
Достижение данной цели
возможно при решении конкретных задач, которые объединены
в два взаимосвязанных блока:
I.
Воспитание у детей миролюбия, принятия и понимания других
людей, умения позитивно с ними взаимодействовать:
1) формирование
негативного отношения к насилию и агрессии в любой форме;
2) формирование уважения и
признания к себе и к людям, к их культуре;
3) развитие способности к
межнациональному и межрелигиозному взаимодействию;
4) развитие способности к
толерантному общению, к конструктивному взаимодействию с представителями
социума независимо от их принадлежности и мировоззрения;
5) формирование умения
определять границы толерантности.
II.
Создание толерантной среды в обществе и в сфере образования:
1) профилактика
терроризма, экстремизма и агрессии в обществе;
2) гуманизация и
демократизация существующих взаимоотношений взрослых и детей, системы обучения
и воспитания;
3) включение в реформирование
образования ведущих идей педагогики толерантности;
4) реформирование системы
подготовки будущих педагогов к воспитанию толерантности у детей.
Основные
принципы:
1.
Принцип субъектности;
2.
Принцип адекватности;
3.
Принцип индивидуализации;
4.
Принцип рефлексивной позиции;
5.
Принцип создания толерантной среды.
Принципы содержания
работы:
·
Комплексно- тематический подход к планированию.
·
Личностно- ориентированное взаимодействие участников
образовательно- воспитательного процесса.
·
Интеграция образовательных областей.
·
Использование форм работы с детьми, соответствующих
возрастной группе.
·
Обеспечение эмоционального и практического
компонентов этнотолерантности.
·
Построение предметно- развивающей среды с учетом
современных требований.
Формы воспитания
толерантности:
Для того чтобы работа по воспитанию
толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать
большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников.
Спектр мероприятий и разных видов деятельности
дошкольников:
1)
проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с
культурой и традициями своего народа и народов мира; театрализованную
деятельность дошкольников по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
2)
сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и
практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
3) русские
народные подвижные игры;
4)
проведение русских народных праздников, например таких как “Масленица,
“Рождество” в соответствии с народным календарем;
5) изучение
народных праздников ближайших стран-соседей, скандинавских народных праздников;
праздников народов Востока и мусульманских стран; 6) знакомство детей с
традициями народов разных стран;
7) с
традициями празднования Нового Года, 1 мая, 1 апреля в разных странах;
8)
игры-занятия, созданных на материалах различных сказок, с целью решения проблем
межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
9) сочинение
сказок и историй самими детьми; инсценировки сказок.
Конечно, формирование толерантности
происходит постепенно, потому что все дети разные: одни доброжелательные,
активные, другие застенчивые, третьи замкнутые, у каждого свои индивидуальные
способности и особенности.
На занятиях можно использовать
разнообразные методические приёмы:
1. Игры и игровые упражнения,
направленные
на:
- развитие умений невербального общения: «Угадай-ка»,
«Любимый сказочный герой»;
- развитие чувства близости с другими детьми:
«Ласковое имя», «Комплименты»;
- развитие умений, направленных на распознавание
чувств других людей: «Море волнуется»:
- гармонизацию осознания своего имени, фамилии: «Как
можно нас назвать по-разному», «Угадай, кто это?»;
- развитие умения соблюдать дистанцию в общении:
«Стоящие и сидящие»;
- развитие умения понимать настроение окружающих: «Что
можно сделать для друга»;
- регулирование своего поведения: «Выдержанный
человек»;
- проявление чувства милосердия, сострадания к другим
людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»,
2. Обсуждение и проигрывание
ситуаций (проблемных ситуаций), направленных на практическое применение навыков
культурного поведения в игре, на занятиях, в общественных местах, на умение
выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам.
3. Этюды и упражнения направленные
на:
- на воспитание гуманных и доброжелательных отношений
между детьми: «Подарок»;
- воспитание уважения к людям различных
национальностей и рас: «Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы».
4. Использование художественного
слова: стихотворений, дразнилок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных
авторов и сказок народов мира.
5. Использование наглядных
пособий: сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
6. Продуктивный вид деятельности
– рисование,
на темы: «Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия»,
«Дети планеты Земля»,
7. Вспомогательный приём – слушание музыки, детских
песен, национальной музыки разных народов.
Предлагаемые формы
работы с детьми:
·
Беседы
·
Проекты
·
Конструирование
·
Видеопросмотры
·
Экскурсии
·
Целевые прогулки
·
Фольклорные и тематические праздники
·
Театрализованные представления
Формы работы с
родителями.
Работа по воспитанию у детей толерантности
предполагает тесное сотрудничество педагогов детского сада и родителей. Для
этого используются разнообразные формы работы с родителями: собрания,
консультации, выставки педагогической и детской художественной литературы,
фотостенды, совместные праздники, экскурсии, развлечения, индивидуальные беседы
с родителями. Такая согласованность в работе детского сада и семьи является
важнейшим условием полноценного воспитания ребёнка, формирования у него
нравственных форм поведения, правовой культуры.
·
Анкетирование
· Совместные праздники
· Круглые столы
· Выставки
Мероприятия с родителями:
круглый стол;
тренинги, семейные игротеки;
тематические дни в ДОУ;
консультативный пункт;
целевые экскурсии совместно с детьми по городу.
Таким образом, сотрудничество ДОУ с
семьей является приоритетным в формировании толерантного поведения у
дошкольников, обеспечивая воспитательный процесс и реальное взаимодействия
ребенка родителей и социума.