Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика» социально-педагогической направленности, возраст обучающихся 3 - 7 лет

2. Комплекс основных характеристик программы
2. 1.Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «ЛОГОРИТМИКА»
(далее Программа) разработана для предоставления образовательных услуг в
условиях муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения детский сад №12.
Программа направлена на всестороннее развитие ребёнка,
совершенствование его речи, овладение двигательными навыками, умение
ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых
заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Логоритмические занятия не только корректируют речевые проблемы детей,
но и параллельно нормализуют неречевую симптоматику. Логоритмика
оказывает влияние на общий тонус, на моторику, настроение, способствует
тренировки подвижности нервных центров ЦНС и активизации коры
головного мозга (В.А. Гиляровский); развивает внимание, его концентрацию,
объем, устойчивость, распределение и память, зрительную, слуховую,
моторную, (Е.В. Чаянова, Е.В. Конорова); ритм благоприятно влияет на
различные отклонения в психофизической сфере детей с нарушениями речи
(В.А. Гринер, Н.С. Самойленко, Н.А. Власова, Ю.А. Флоренская).
В последние годы становится очень актуальной проблема развития речи
у детей дошкольного возраста. Отмечается постоянное увеличение количества
детей, имеющих нарушения речи. Причины роста речевой патологии у детей
достаточно
разнообразны:
плохая
экологическая
обстановка,
несбалансированное питание, педагогическая неподготовленность родителей,
увеличение рождаемости детей с патологией центральной нервной системы,
информационные нейропсихические перегрузки (замена живого общения с
ребенком телевидением, интернетом.).
Наблюдая за детьми с речевой патологией, становится очевидным, что
помимо речевых расстройств у детей виден целый комплекс неречевых
нарушений. Среди них невротические проявления: капризность, страхи,
колебания настроения, впечатлительность, тревожность, повышенная
раздражительность, повышенная утомляемость, трудности поведения.
Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие
сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности действий с
мелкими предметами, а также изменения в состоянии мимической моторики,
нарушение координации речи с движением. В неречевых психических
функциях отмечается нарушение слухового восприятия, внимания, слуховой
памяти, произвольного внимания, снижение скорости мыслительных
операций,
недоразвитие
абстрактно-логического
мышления.
В

физиологическом аспекте нарушается физиологическое дыхание, дети
физически плохо развиты, ослаблены, подвержены частым простудным
заболеваниям. Отмечается вялость, сниженный мышечный тонус.
Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена
исследователями И.П. Павлова, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурия. Точное,
динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы
подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ,
языка, нижней челюсти и т.д.
В современной логопедии принцип комплексного коррекционного
воздействия на детей с речевыми нарушениями является приоритетным. При
этом исходят из того, что дошкольный возраст - период, наиболее
благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько
эффективно проводится работа в период дошкольного детства, зависит
дальнейшее обучение ребенка в школе. Педагогам необходимо искать новые,
более эффективные и интересные детям формы коррекции речи. Включение
занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению
нарушений речи различного генеза у дошкольников открывает
дополнительные возможности для успешного их развития и обучения.
Нормативно-правовое обеспечение программы.
Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об
образовании в Российской Федерации» (далее- ФЗ № 273);
Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной
деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г.
№ 1726;
Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 № 09-3242. Методические
рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ.
Приказ Министерства образования и молодежной политики
Свердловской области от 26.06.2019 № 70-Д "Об утверждении методических
рекомендаций
"Правила
персонифицированного
финансирования
дополнительного образования детей в Свердловской области";
СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных
организаций дополнительного образования детей»;
Устав МБДОУ детского сада №12
Положением об организации деятельности по оказанию платных
образовательных услуг в МБДОУ детский сад №12.

Направленность – коррекционно-развивающая
Дополнительность Программы.
Программа «Логоритмика» не
пересекается с общеобразовательными программами.
Уровень освоения программы «Базовый уровень».
Актуальность программы:
Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет
огромное значение в последующей жизни ребёнка. Недостатки
звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких
психических процессов, как память, мышление, воображение, а также
сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности
общения. Своевременное устранение недостатков произношения поможет
предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма. Перед
специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит
задача
поиска
наиболее
эффективных
методов
формирования
произносительных возможностей, сохранения и укрепления физического
здоровья дошкольников, создания такой артикуляционной базы, которая
обеспечивала бы наиболее успешное овладение навыками нормативного
произношения.
Одной из универсальных базовых способностей человека является
ритмическая способность. По словам известного педагога Э. Жака-Далькроза,
«пространство и время наполнены материей, подчиненной законам вечного
ритма». Все в нашем организме подчинено ритму – работает ли сердце, легкие
или мозговая деятельность. Развитие ритма тесно связано с формированием
пространственно-временных отношений. Двигательный ритм влияет на
становление речевых механизмов. Чувство ритма помогает быстрее и легче
усваивать стихотворения, понимать музыкальные произведения. Поэтому в
детском саду необходимо проводить непосредственно образовательную
деятельность по логоритмике.
Новизна и уникальность программы «Логоритмика» заключается в
создании системы логоритмических занятий для дошкольников со структурой
занятий отличной от традиционной. Прежде всего, это комплексная методика,
включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и
физического воспитания. Ее основой являются речь, музыка и движение. Это
форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений
путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в
конечном итоге адаптация ребёнка к условиям внешней и внутренней среды.
В настоящее время логопедическая ритмика рассматривается в специальной
литературе как эффективное средство воздействия на многообразные
нарушения психомоторных, сенсорных функций у лиц с речевой патологией

посредством системы движений в сочетании с музыкой и словом.
В логопедической работе по коррекции неречевых и речевых функций
используются
следующие
средства
логопедической
ритмики:
— вводные упражнения (ходьба и маршировка в различных направлениях);
— упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
— упражнения, регулирующие мышечный тонус;
— упражнения, активизирующие внимание;
— счетные упражнения;
— речевые упражнения без музыкального сопровождения;
— упражнения, формирующие чувство музыкального размера или метра;
— упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
— ритмические упражнения;
— пение;
— игра на музыкальных инструментах;
— музыкальная самостоятельная деятельность;
— игровая деятельность;
— упражнения для развития творческой инициативы;
— заключительные упражнения.
Педагогическая целесообразность обусловлена тем, что на занятиях
логоритмики применяется деятельностный подход в обучении детей, что
позволяет им максимально успешно и продуктивно усваивать материал на
занятиях благодаря разнообразию видов деятельности.
Рабочая программа полностью соответствует планированию логопедических
занятий, включает работу над закреплением звуков в определенной
последовательности. Кроме того, логоритмические занятия программы
включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно
влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально
эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой
слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Сюжетнотематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать
себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются
потенциальные возможности детей.
Инновационность программы заключается в том, что ее можно реализовать
при помощи дистанционных образовательных технологий.
Программа разработана в соответствии с нормативными правовыми
документами.
Адресат программы
Программа рассчитана на обучающихся от 3 до 7 лет.
Условиями отбора детей в объединение является желание обучающихся и их
родителей.

Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю.
Общее количество учебных часов в год: 36 ч.
Младшая группа
(3-4г)
15 мин

Продолжительность занятий
Средняя группа
Старшая группа
(4-5 лет)
(5-6 лет)
20 мин

25 мин

Подготовительная
группа
(6-7 лет)
30 мин

Объем программы
Общеразвивающая программа рассчитана на 1 год обучения – 36 ч – с
сентября по май
Форма проведения учебных занятий
Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность учащихся в
группе до 10 человек. Мелкогрупповая форма занятий позволяет
преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами
дифференцированного и индивидуального подходов.
По мере необходимости при реализации программы предусмотрено
проведение занятий в дистанционной форме.
При дистанционном обучении по программе используются следующие
формы дистанционных технологий:
- видео- и аудио-занятия, беседы;
- тесты, викторины по изученным теоретическим темам;
- адресные дистанционные консультации.
В дистанционные обучения по программе используются следующие
платформы и сервисы: сетевой город, ZOOM, Skype, чаты в Viber, WhatsApp,
ОК
С начала обучения создается группа, через которую ежедневно
происходит обмен информацией, даются задания и присылаются ответы,
проводятся индивидуальные консультации по телефону, индивидуальные
занятия по видеосвязи в Viber, WhatsApp, ZOOM
Программа корректируема, поскольку имеет возможность своевременно
обнаружить отклонения или сбои, быстро на них реагировать, меняя детали,
частные аспекты, переставляя разделы, варьируя методику. По мере
необходимости можно менять местами занятия. Резервные часы могут
использоваться для проведения мероприятий, а также в качестве
дополнительных часов при изучении особо понравившихся тем программы.
Формы организации деятельности
- фронтальная (одновременно со всей подгруппой)
- подгрупповая (работа в группах: парах, тройках и др.)
- индивидуальная (выполнение заданий, решение проблем)

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической
частей, причем большее количество времени занимает практическая
деятельность обучающихся. Теоретическая часть занятия компактна, включает
в себя необходимую информацию по теме.
Формы проведения занятий могут быть различны – как традиционные
занятия, так и занятия-сказки, занятия-путешествия, дидактические игры с
логоритмическим содержанием.
Форму подведения результатов выбирают дети. Это может быть мастеркласс, творческий отчет, фестиваль, презентация, открытое занятие и т.д.
Методы:
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета
используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядный (показ, наблюдение, демонстрация приемов работы);
-практический (слушание музыкальных произведений);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные
впечатления)
2.2. Цель и задачи общеразвивающей программы
Цель: преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и
коррекции двигательной сферы посредством сочетания музыки, слова и
движения.
Задач:
образовательные:
- формировать двигательные умения и навыки;
- развивать пространственные представления;
- развивать координацию, переключаемость движений;
- знакомить с метроритмикой;
- воспитательные:
- воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке,
движениях ритмическую выразительность;
- формировать способность восприятия музыкальных образов и умение
ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом; совершенствовать
личностные
качества,
чувство
коллективизма;
коррекционные:
- развивать речевое дыхание;
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать фонематическое восприятие;
- развивать грамматический строй и связную речь;
- формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память.

Направленность
программы/
Наименование

Социальнопедагогическая/
«Логоритмика»
Итого

2.3. Содержание общеразвивающей программы
Учебный план
младшая
средняя группа старшая группа подготовительна
группа
(4-5 лет)
(5-6 лет)
я группа (6-7 лет)
(3-4 года)
Длительность образовательной деятельности
15 мин
20 мин
25 мин
30 мин
нед мес год нед мес год нед мес год нед мес
год
1
4
36
1
4
36
1
4
36
1
4
36

1

4

36

1

4

36

1

4

36

1

Учебно-тематический план
Цель

Месяц

Тема

Сентябрь

Вводное занятие

Сентябрь

«Непослушный
мышонок»
О правилах поведения

Сентябрь

«Сад-огород»

Сентябрь
Октябрь

Осень

Выявить нарушения у детей и
продумать план коррекции
Развитие артикуляции, мелкой и
общей моторики. Развивать
координацию речи с движением.
Развивать речевое дыхание.
Развивать мелкую моторику.
Развивать артикуляционную
моторику. Закреплять
произношение звука [А]
изолировано, познакомится с
символом гласного звука [А].
Воспитывать чувство заботы о
ближнем, правилах поведения.
Развитие артикуляции, мелкой и
общей моторики. Развивать высоту
и силу голоса. Закреплять
произношение звука [О]
изолировано. Развивать тембровую
окраску голоса в играх со
звукоподражаниями. Развивать
слуховое внимание. Учить
дифференцировать быстрый и
медленный темп
Развитие артикуляции, мелкой и
общей моторики. Развивать

4

36

Кол-во
занятий
1
1

1

1
1

Октябрь

«Птицы улетают на
юг»

Октябрь

«Дождик шлёпает по
лужам»

Октябрь

«Приключение детей
и зверей в лесу»
Дикие животные

слуховое внимание к звуку, к слову.
Развивать длительный, плавный
неречевой выдох. Уточнять
произношение гласного звука [У].
Способствовать усвоению
существительных с уменьшительноласкательным суффиксом. Учить
различать быстрый и медленный
темп, ускорение и замедление.
Учить исполнять несложные
ритмические мотивы. Развивать
партнерские отношения.
Стимулировать творческую
активность
Развитие артикуляции, мелкой и
общей моторики. Развивать умение
вслушиваться в обращенную речь.
Развивать слуховое внимание к
звуку, к слову. Уточнять
произношение гласного звука [И].
Развивать длительный, плавный
неречевой выдох. Укреплять
мышцы языка, развивать его
подвижность. Развивать оптикопространственные представления
(слева, справа). Учить исполнять
несложные ритмические мотивы
Развитие артикуляции, мелкой и
общей моторики. Развивать
слуховое внимание к звуку, к слову.
Развивать длительный, плавный
неречевой выдох. Учить различать
быстрый и медленный темп,
ускорение и замедление. Учить
исполнять несложные ритмические
мотивы. Стимулировать творческую
активность
Развитие артикуляции, мелкой и
общей моторики. Развивать силу
голоса. исполнять небольшие песни
с метрическим аккомпанементом на
музыкальных инструментах.
Вырабатывать позитивное
восприятие участниками группы
друг друга.

1

1

1

Ноябрь

«Мы не можем друг
без друга» Домашние
животные

Ноябрь

«Приключение в
лесу»

Ноябрь

«Кто в домике
живёт?» Неделя игры
и игрушки

Ноябрь
Ноябрь

Одежда, обувь,
головные уборы

Развитие артикуляции, мелкой и
общей моторики. Развивать
модулированость голоса;
Уточнение произношения гласного
[Ы]. Учить исполнять небольшие
песни с ритмическим
аккомпанементом на музыкальных
инструментах. Развивать умение
преобразовывать существительные
ед.ч. в существительные мн.ч.
Способствовать снятию
эмоционального напряжения,
преодолению двигательного
автоматизма. Пополнение
лексического словаря на тему:
«Домашние животные».
Развитие артикуляции, мелкой и
общей моторики. Развивать силу
голоса. Уточнение произношения
гласного [АУ]. Учить исполнять
небольшие песни с метрическим
аккомпанементом на музыкальных
инструментах. Вырабатывать
позитивное восприятие
участниками группы друг друга
Развитие артикуляции, мелкой и
общей моторики. Развивать
плавность речевого выдоха;
Уточнение произношения
звукосочетаний [АО]. Учимся
отбивать ритмические дорожки на
музыкальных инструментах.
Способствовать снятию
эмоционального напряжения.
Учимся держать круг и двигаться по
кругу как держась за руки, так и
отпустив их
Развитие артикуляции, мелкой и
общей моторики. Развитие
воздушной струи. Уточнение
произношения звукосочетаний
[АУ]. Способствовать усвоению
притяжательных местоимений
«мой, моя, мои» в сочетании с
существительными мужского,

1

1

1

1
1

Декабрь
Декабрь

«Едем, летим,
плывём». Транспорт

Декабрь

«В гостях у
снеговика» Зима.
Зимние забавы.

Декабрь

«Приключение
маленькой бабы Яги».
Новый год

среднего и женского рода.
Пополнение лексического 1 41
словаря на тему: «Одежда, обувь,
головные уборы»
Развитие артикуляции, мелкой и
общей моторики. Развитие
воздушной струи. Уточнение
произношения звукосочетаний
[ОУ]. Учимся отбивать
ритмические дорожки при помощи
музыкальных инструментов и
посуды. Учимся слушать музыку и
попадать в ее ритм. Пополнение
лексического словаря на тему:
«Транспорт».
Продолжать работу модуляцией
голоса. Укреплять мышцы языка,
развивать его подвижность.
Уточнение произношения
звукосочетаний [УИ]. Уточнение
произношения звукосочетаний при
звукоподражании животным. Учить
мелодизировать стихотворные и
прозаические тексты. Развивать
умение согласовывать
существительные с
прилагательными в роде, числе,
падеже. Вырабатывать позитивное
восприятие участниками группы
друг друга. Пополнение
лексического словаря на тему:
«Зима. Зимние забавы».
Развитие артикуляции, мелкой и
общей моторики. Развитие
воздушной струи. Развивать силу
голоса. Формировать навыки
выразительных импровизационных
движений под музыку в
соответствии с характером
музыкального произведения.
Развивать чувство ритма, слуховое
и зрительное внимание.

1
1

1

1

Январь

«Как звери варили
обед» Продукты
питания

Январь

«Теремок» Дом, в
котором мы живём

Январь

«Мебель»

Развитие артикуляции, мелкой и
общей моторики. Развитие
воздушной струи. Развивать силу
голоса.
Учить использовать в звуковых
композициях переменную
динамику. Вырабатывать
позитивное восприятие
участниками группы друг друга.
Развитие мелкой и общей моторики.
Развитие воздушной струи.
Развивать силу голоса,
модулированость голоса. Укреплять
мышцы языка, развивать его
подвижность. Учить детей
правильно пропевать сочетания
двух гласных звуков [АИ], [ИА],
[ИУ], [УИ]. Учить исполнять
небольшие песни с ритмическим
аккомпанементом на музыкальных
инструментах. Способствовать
снятию эмоционального
напряжения, преодолению
двигательного автоматизма.
Отработать понятия «беги» «стой», опираясь на звуковой
анализатор.
Развитие мелкой и общей моторики.
Развитие воздушной струи.
Развивать силу голоса,
модулированость голоса. Укреплять
мышцы языка, развивать его
подвижность. Способствовать
усвоению существительных
единственного и множественного
числа. Развивать навык составления
предложений по вопросам,
демонстрации действий. Учить
использовать в звуковых
композициях переменную
динамику. Способствовать снятию
эмоционального напряжения,
преодолению двигательного
автоматизма. Пополнение

1

1

1

Февраль

«Новая столовая»
Посуда

Февраль
Февраль

День Защитника
Отечества

Февраль

«Прощание с зимой»

лексического словаря на тему:
«Мебель».
Закрепить знания детей по теме.
Формировать у детей правильное
речевое дыхание, укреплять
дыхательную мускулатуру при
помощи специальных упражнений.
Развивать силу и модуляцию
голоса, слуховое внимание, темпоритмическое восприятие.
Формировать умение детей
ритмично проговаривать текст и
одновременно выполнять
соответствующие движения.
Развивать у детей умение
расслабляться под звуки
релаксирующей музыки.
Пополнение лексического словаря
на тему: «Посуда».
Закрепить знания детей по теме.
Формировать у детей правильное
речевое дыхание, укреплять
дыхательную мускулатуру при
помощи специальных упражнений.
Развивать силу и модуляцию
голоса, слуховое внимание, темпоритмическое восприятие.
Формировать умение детей
ритмично проговаривать текст и
одновременно выполнять
соответствующие движения.
Развивать у детей умение
расслабляться под звуки
релаксирующей музыки.
Формировать у детей правильное
речевое дыхание, укреплять
дыхательную мускулатуру при
помощи специальных упражнений.
Развивать силу и модуляцию
голоса, слуховое внимание, темпоритмическое восприятие. Развивать
у детей умение расслабляться под
звуки релаксирующей музыки.

1

1
1

1

Март

Масленица

Март
Март

«Мы за солнышком
идем» Весна

Март

Человек

Формировать у детей правильное
речевое дыхание, укреплять
дыхательную мускулатуру при
помощи специальных упражнений.
Развивать силу и модуляцию
голоса, слуховое внимание, темпоритмическое восприятие.
Формировать умение детей
ритмично проговаривать текст и
одновременно выполнять
соответствующие движения.
Развивать у детей умение
расслабляться под звуки
релаксирующей музыки.
Пополнение лексического словаря
на тему: «Масленица».
Закрепить знания детей по теме.
Формировать у детей правильное
речевое дыхание, укреплять
дыхательную мускулатуру при
помощи специальных упражнений.
Развивать силу и модуляцию
голоса, слуховое внимание, темпоритмическое восприятие.
Формировать умение детей
ритмично проговаривать текст и
одновременно выполнять
соответствующие движения.
Развивать у детей умение
расслабляться под звуки
релаксирующей музыки.
Продолжать развивать длительный,
плавный речевой выдох. Укреплять
мышцы языка, развивать его
подвижность. Закреплять умение
использовать речевое упражнение
как основу для ритмических
импровизации. Продолжать
развивать способность к
пониманию и употреблению
сравнительной степени
прилагательных. Развивать
партнерские отношения в группе.
Пополнение лексического словаря
на тему: «Человек».

1

1
1

1

Апрель

Поиграем в
водолазов»
Подводный мир

Апрель

Космос «Полетим на
ракете»

Апрель

«Город, в котором мы
живем»

Подводный мир Развитие мелкой и
общей моторики. Развитие
воздушной струи. Развивать силу
голоса, модулированость голоса.
Укреплять мышцы языка, развивать
его подвижность. Способствовать
усвоению существительных
единственного и множественного
числа. Развивать навык составления
предложений по вопросам,
демонстрации действий. Развивать
представления о возможных
вариантах движения музыкальной
прерывистой линии. Учить
использовать в звуковых
композициях переменную
динамику. Способствовать снятию
эмоционального напряжения,
преодолению двигательного
автоматизма. Пополнение
лексического словаря на тему:
«Подводный мир».
Продолжать
развивать
длительный,
плавный
речевой
выдох. Укреплять мышцы языка,
развивать
его
подвижность.
Закреплять умение использовать
речевое упражнение как основу для
ритмических
импровизации.
Продолжать развивать способность
к пониманию и употреблению
сравнительной
степени
прилагательных;
Развивать
партнерские отношения в группе
Формировать у детей правильное
речевое дыхание, укреплять
дыхательную мускулатуру при
помощи специальных упражнений.
Уточнение произношения
звукосочетаний[АУ], [АУОИЭ].
Работать над переключением
артикуляции. Развивать силу и
модуляцию голоса, слуховое
внимание, темпо-ритмическое
восприятие. Формировать умение

1

1

1

Апрель

Профессии

Май

Насекомые «В траве
сидел кузнечик»

Май

День победы

детей ритмично проговаривать
текст и одновременно выполнять
соответствующие движения.
Развитие
мелкой
и
общей
моторики. Развитие воздушной
струи. Развивать силу голоса,
модулированость голоса. Укреплять
мышцы языка, развивать его
подвижность.
Способствовать
усвоению
существительных
единственного и множественного
числа. Развивать навык составления
предложений
по
вопросам,
демонстрации действий. Развивать
представления
о
возможных
вариантах движения музыкальной
прерывистой
линии.
Учить
использовать
в
звуковых
композициях
переменную
динамику. Способствовать снятию
эмоционального
напряжения,
преодолению
двигательного
автоматизма.
Пополнение
лексического словаря на тему:
«Профессии».
Формировать у детей правильное
речевое дыхание, укреплять
дыхательную мускулатуру при
помощи специальных упражнений.
Уточнение произношения
звукосочетаний [АУ], [АУОИЭ].
Работать над переключением
артикуляции. Развивать силу и
модуляцию голоса, слуховое
внимание, темпо-ритмическое
восприятие. Формировать умение
детей ритмично проговаривать
текст и одновременно выполнять
соответствующие движения.
Закрепить знания детей по теме.
Формировать у детей правильное
речевое дыхание, укреплять
дыхательную мускулатуру при
помощи специальных упражнений.
Развивать силу и модуляцию

1

1

1

Май

Скоро лето!

Май

Диагностика

голоса, слуховое внимание, темпоритмическое восприятие.
Формировать умение детей
ритмично проговаривать текст и
одновременно выполнят
соответствующие движения.
Развивать у детей умение
расслабляться под звуки
релаксирующей музыки.
Развитие мелкой и общей моторики.
Развитие воздушной струи.
Развивать силу голоса,
модулированость голоса. Укреплять
мышцы языка, развивать его
подвижность. Способствовать
усвоению существительных
единственного и множественного
числа. Развивать навык составления
предложений по вопросам,
демонстрации действий. Развивать
представления о возможных
вариантах движения музыкальной
прерывистой линии. Учить
использовать в звуковых
композициях переменную
динамику. Способствовать снятию
эмоционального напряжения,
преодолению двигательного
Выявить, какая динамика развития
речи у детей, которые занимались в
течение года логоритмикой.

Итого
2.4. Планируемые результаты
Личностные результаты:
− Ребенок может контролировать свое поведение на занятиях;
− Обучающийся активно включается в общение и взаимодействие со
сверстниками;
− Проявление позитивных качеств личности ребенка и
дисциплинированности;
− Развитие адекватных представлений о собственных возможностях;
− Управление своим эмоциональным состоянием при общении со
сверстниками и взрослыми.

1

1

36

Предметные результаты:
− Ориентироваться в пространстве, легко и ритмично ходить и бегать по
кругу, между предметами, воспроизводить ритм и движения,
координировать движения ног и рук;
− Ребенок умеет выполнять дыхательные упражнения, воспроизводить
их без помощи;
− Умеет выполнять артикуляционные упражнения;
− Ребёнок координирует движения в мелких мышечных группах пальцев
рук и кистей, быстро реагирует на смену движений;
− Обучающийся владеет достаточным словарным запасом по
лексическим темам;
− Ребенок умеет ритмично выполнять движения в соответствии со
словами, выразительно передавая заданный характер, образ;
− У ребёнка сформированны модуляции голоса, плавность и
интонационная выразительность речи, правильное речевое и
физиологическое дыхание, умеет правильно брать дыхание во время
пения;
− Умеет дифференцировать гласные, парные согласные звуки в слоговых
рядах, словах, чистоговорках;
− У ребенка сформировано слуховое, зрительное внимание и
двигательная память.
Метапредметные результаты:
− Использовать на занятиях по музыке и двигательной деятельности
знания и умения полученные в кружке «Логоритмика»;
− У ребенка наблюдается формирование умения понимания причины
успеха (неуспеха) в учебной деятельности и способность
конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
3. Комплекс организационно-педагогических условий
3.1. Условия реализации программы
Логоритмические занятия рекомендуется проводить в музыкальном зале.
Обязательно наличие зеркала, музыкального центра, телевизора, набора
аудио- и видеозаписей для просмотра и прослушивания ритмических
упражнений.
Наглядность: маски, костюмы зверей, птиц; детские игрушки на различные
лексические темы; таблицы со складами и текстами коротких песен,
иллюстрации к детским песенкам.

Игрушки-инструменты со звуком неопределенной высоты: бубны,
погремушки, деревянные Ложки, деревянные палочки.
Игрушки-инструменты, издающие звуки только одной высоты: дудки,
свирели.
Игрушки-инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядами:
металлофоны,колокольчики.
Мячи (латексные, Су-Джок, массажные), скакалки, обручи, ленты,
многогранные палочки.
Средства реализации программы
На занятиях по логоритмике используются различные средства:
● демонстрационные и раздаточные;
● визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
● естественные и искусственные;
● реальные и виртуальные.
Данные средства направлены на развитие двигательной, игровой,
речевой, музыкально-ритмической деятельности детей
Ходьба и маршировка в различных направлениях - вводные упражнения.
Они должны научить детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в
одиночку, парами, группой, обходить различные предметы, не сталкиваться во
время встречной ходьбы, соблюдать заданное направление, двигаться по
ориентирам, соблюдать одинаковые расстояния между идущими, а также
строить шеренги, линейки, колонны и т. п. Дети учатся ориентированию в
пространстве и коллективе, в право-левостороннем направлении движения, в
поворотах, маршировке спиной, назад, к центру и т. п.
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции проводятся в
соответствии с этапами и задачами логопедической работы в начале
коррекционного курса. Постепенно количество этих упражнений в середине и
конце этого курса сокращается.
Упражнения,
регулирующие
мышечный
тонус
позволяют
занимающимся овладеть своими мышцами, научиться управлять своими
движениями.
Упражнения, активизирующие внимание. Этими упражнениями
воспитывается быстрая и точная реакция на зрительные и слуховые
раздражители, развиваются все виды памяти: зрительная, слуховая, моторная.
Речевые упражнения без музыкального сопровождения. Такие задания
можно использовать при проведении утренней зарядки или физкультминутки
во время логопедических занятий, с проговариванием стихотворных строк, как
с движениями, так и без них.
Счетные упражнения, формирующие чувство музыкального размера
представляют собой систему соотношений акцентов и неакцентированных
долей различных рангов, эта система определяется количеством метрических
уровней и конкретным рисунком различных в метрическом отношении
временных долей. Смена метра приводит к передвижению акцента.

Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа. Темп — это
скорость музыкального исполнения, которая определяется прежде всего
частотой чередования основных метрических долей, обозначаемой числом
ударов в минуту, и абсолютной длительностью ритмических единиц.
Ритмические упражнения. Звучащий ритм служит средством воспитания
и развития у лиц с речевыми нарушениями чувства ритма в движении и
включения его в речь.
Пение - сложный процесс звукообразования, в котором важна
координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации,
слухового и мышечного ощущений.
Самостоятельная музыкальная деятельность с речевыми нарушениями
способствует развитию координации слуха, голоса и движения, тонального и
ритмического чувства; воспитанию любви к музыке и пению; обогащению
эмоциональной жизни детей и взрослых.
Игровая деятельность. Игры в двигательной терапии можно
использовать самостоятельно или в сочетании с различными ритмическими,
логоритмическими, музыкально-ритмическими комплексами.
Содержание занятий по логоритмике
Логоритмическое занятие включает следующие виды упражнений:
Вводная ходьба и ориентирование в пространстве.
Динамические упражнения на регуляцию мышечного тонуса развивают
умение расслаблять и напрягать группы мышц. Благодаря этим упражнениям
дети лучше владеют своим телом, их движения становятся точными и
ловкими.
Артикуляционные упражнения полезны в любом возрасте, так как четкая
артикуляция – основа хорошей дикции. Артикуляционные упражнения для
детей с нарушениями звукопроизношения – необходимость. Они
подготавливают артикуляционный аппарат ребенка к постановке звуков (это
задача логопеда). Четкие ощущения от органов артикуляционного аппарата –
основа для овладения навыком письма. Работа над артикуляцией позволяет
уточнить правильное звукопроизношение, развивает подвижность языка,
челюстей, губ, укрепляет мышцы глотки.
Фонопедические и оздоровительные упражнения для горла развивают
основные качества голоса – силу и высоту, укрепляют голосовой аппарат. В
холодное время года эти упражнения выполняются ежедневно в качестве
профилактики простудных заболеваний. На занятиях используются
фонопедические упражнения по В. Емельянову, не только развивающие
голосовые связки, но развивающие певческие навыки дошкольников.
Упражнения на развитие внимания и памяти развивают все виды памяти:
зрительную, слуховую, моторную. Активизируется внимание детей,
способность быстро реагировать на смену деятельности.

Чистоговорки обязательны на каждом занятии. С их помощью
автоматизируются звуки, язык тренируется выполнять правильные движения,
отрабатывается четкое, ритмичное произношение фонем и слогов. У детей
развивается фонематический слух и слуховое внимание.
Речевые игры могут быть представлены в различных видах:
ритмодекламации без музыкального сопровождения, игры со звуком, игры со
звучащими жестами и музицированием на детских музыкальных
инструментах, театральные этюды, игры-диалоги и др. Использование
простейшего стихотворного текста (русские народные песенки, потешки,
прибаутки, считалки, дразнилки) способствует быстрому запоминанию игры и
облегчает выполнение логоритмических задач.
Ритмические игры развивают чувство ритма, темпа, метра (акцентуации
сильной доли такта), что позволяет ребенку лучше ориентироваться в
ритмической основе слов, фраз.
Пение песен и вокализов развивает память, внимание, мышление,
эмоциональную отзывчивость и музыкальный слух; укрепляется голосовой
аппарат ребенка, способствует автоматизации гласных звуков. Процесс
развития певческих способностей у детей с речевыми нарушениями направлен
не только на формирование их художественной культуры, но и на коррекцию
голоса, артикуляции, дыхания.
Пальчиковые игры и сказки. Науке давно известно, что развитие
подвижности пальцев напрямую связано с речевым развитием. Поэтому,
развивая мелкую моторику пальцев рук, мы способствуем скорейшему
речевому развитию. Пальчиковые игры и сказки, как и на музыкальных
занятиях, проводятся чаще под музыку – тексты пропеваются, или музыка
звучит фоном.
Элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах
развивает мелкую моторику, чувство ритма, метра, темпа, улучшает внимание,
память, а также остальные психические процессы, сопровождающие
исполнение музыкального произведения. Кроме известных музыкальных
инструментов на занятии можно совместно с детьми изготовить и поиграть на
самодельных инструментах – «шумелках» из коробочек и пластмассовых
бутылочек, наполненных различной крупой, «звенелках» из металлических
трубочек, «стучалках» из деревянных палочек и кусочках бамбуковой удочки,
«шуршалках» из мятой бумаги и целлофана.
Театральные этюды. Очень часто у детей с речевыми нарушениями
маловыразительная мимика, жестикуляция. Мышцы лица, рук, всего тела
могут быть вялыми или скованными. Мимические и пантомимические этюды
развивают мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и
щек), пластичность и выразительность движений

детей, их творческую фантазию и воображение. Это укрепляет в
дошкольниках чувство уверенности в себе, возможность точнее управлять
своим телом, выразительно передавать в движении настроение и образ,
обогащает их новыми эмоциональными переживаниями.
Коммуникативные игры формируют у детей умение увидеть в другом
человеке его достоинства; способствуют углублению осознания сферы
общения; обучают умению сотрудничать. Такие игры чаще проводятся в
общем кругу.
Подвижные игры, хороводы, физминутки тренируют детей в координации
слова и движения, развивают внимание, память, быстроту реакции на смену
движений. Эти игры воспитывают чувство коллективизма, сопереживания,
ответственности, приучают детей выполнять правила игры.
Занятия по логоритмике могут проводить педагоги со специальным
логопедическим или музыкальным образованием. В детском саду №12 г.
Екатеринбург занятия по логоритмике проводит учитель-логопед 1
категории Матвеева Вероника Андреевна.
3.2. Формы аттестации/контроля и оценочные материалы
Диагностика неречевых психических функций происходит по (по Н. В.
Серебряковой, Л. С. Соломахе). Диагностика проводится в начале учебного
года с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и
воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и
ручной моторики, речевой моторики.
Результаты диагностики учитываются при составлении планов
логоритмических занятий с детьми. Повторное исследование проходит в конце
учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых
психических функций детей в процессе логоритмических занятий.
Критерии:
Слуховое внимание.
1. Дифференциация звучащих игрушек («Какая игрушка звучала: бубен,
погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку.
2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –
впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.
Восприятие и воспроизведение ритма.
1-й элемент: - - .. –
2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - …
4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.
Ориентирование в пространстве.
1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1
баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу,
впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.
Состояние общей моторики.
1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных
движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям.
Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:
∙ силу движений,
∙ точность движений,
∙ темп движений,
∙ координацию движений,
∙ переключение от одного движения к другому.
Состояние мелкой моторики.
1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами –
коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.
2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру
«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.
3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в
пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.
4. Переключение от одного движения к другому.
∙ «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 –
3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.
∙ Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.
Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее –
наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл.

1.
2.
3.
4.
5.

6.

4. Список литературы
Алямовская В.Г. Как воспитать здорового ребенка. М.: ЛИНКАПРЕСС,1993;
Буренина А. И., Колунтаева Л. И. Проектирование интегративной
программы предшкольного образования.- СПб.: ЛОИРО, 2007;
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии
в
ДОУ:
Галанов А.С. Оздоровительные игры для дошкольников и младших
школьников. СПб.: Речь, 2007;
Дедюхина Г. В., Яньшина Т. А., Могучая Л. Д. Логопедический массаж
и лечебная физкультура с детьми 3-5 лет, страдающими детским
церебральным параличом. Учебно-практическое пособие для логопедов
и медицинских работников. – М.: Издательство «Гном и Д», 2001;
Здоровьесберегающие технологии в ДОУ./Автор-сост. Н. И. Еременко.
– Волгоград: ИТД «Корифей». 2009;

7. Ефименко Н.Н. Материалы к оригинальной авторской программе «Театр
физического развития и оздоровления детей дошкольного и младшего
школьного возраста». - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999;
8. Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду:
Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004;
9. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников:
Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений,
гимнастических комплексов и подвижных игр. - М.: ВАКО, 2005;
10.Коноваленко В. В., Коноваленко С. В.Развитие связной речи. – М.:
«Издательство ГНОМ и Д», 2000;
11.Кузнецова Е.В. Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для
детей с тяжелыми нарушениями речи. - М.: Издательство ГНОМ и Д,
2002;
12.Кузнецова С. В., Котова Е. В., Романова Т. А. Система работы с узкими
специалистами ДОУ: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
13.Куликовская Т.А. Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках.
Пособие для логопедов, воспитателей и родителей. - М.: «Издательство
Гном и Д», 2005;
14.Кудрявцев В.Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. –
М.: Линка-Пересс, 2000;
15.Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе
для детей с общим недоразвитием речи. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2001;
16.Радынова О.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для
студентов пед.ин-тов, учащихся пед. Уч-щ и колледжей,
муз.руководителей и воспитателей дет.сада/О.П.Радынова, А. И.
Катинене, М. Л. Палавандишкили. - М.: Просвещение Владос, 1994;
17.Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. – М.: «Издательство ГНОМ и
Д», 2003;
18.Тютюнникова Т. Э. Речевые игры // Дошкольное воспитание. - 1998. - №
9, с. 115-119;
19.Тютюнникова Т. Э. Инструменты Карла Орфа // Дошкольное
воспитание. - 1998. - №2, с. 141-144;
20.Узорова О.В. Пальчиковая гимнастика/О.В.Узорова, Е. А. Нефедова. М.: ООО «Издательство АСТ», 2004;
21.Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим развитием. – М.:
Школьная Пресса, 2002;

22.Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем – звуки получаем. СПб.:
Издательство «Лань», 2002;
23.Чистякова М.И. Психогимнастика. М.: Издательство: Просвещение,
Владос, 1995;
24.Щетинин М.Н. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей/М.
25.Бабушкина Л. П., Кислякова О. М. Логопедическая ритмика. Методика
работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи. –
СПб.: КАРО, 2005;
26.Микляева Н. В., Полозова О. А. Фонетическая и логопедическая ритмика
в ДОУ: Пособие для воспитателей и логопедов. – М.: Айрис – пресс,
2005.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».