КОМПЛЕКСЫ УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И КОРРЕКЦИИ ПЛОСКОСТОПИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

01.01.2017

КОМПЛЕКС № 1КОТЯТА"

1. “Котята идут мимо спящего пса"

И.п. – стоя на носках, руки внизу Ходьба на носках.

Примечание: для создания у детей игровой мотивации в определенном месте зала ставят ориентир – большую игрушечную собаку. Проходя мимо собаки-ориентира, дети стараются еще выше подняться на носки, и жестом (поднося указательный палец к губам) показывают друг другу – “Тише!”.

2. “ Котята греют на солнышке лапки "

И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть

1 – согнуть вперед правую стопу 2 – и.п. 3-4 - то же левой

3. "Лапки замерзли"

И.п. – то же Поочередно потирать правой стопой левую голень и наоборот

4. "Лапки танцуют"

И.п. - то же. 1- носки в стороны, пятки вместе 2 - и.п. 3 - пятки в стороны, носки вместе 4 - и.п.

5. "Котята показывают коготочки"

И.п. - сидя, согнув ноги, пальцы ног согнуты, руки в упоре сзади

1 - разгибая правую вперед, растопырить пальцы ("показали коготочки")

2 - и.п. ("спрятали коготочки") 3-4 - то же левой

6. "Котята бегают по лужам "

И.п. о.с. Ходьба по водно-солевой дорожке.

КОМПЛЕКС № 2 "УТЯТА"

1. “Утята шагают к реке"

И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади Ходьба на месте, не отрывая носки от пола.

2."Уткаходит вразвалочку-спотыкалочку"

И.п. - то же 1-2 - поднимая внутренние своды опереться на наружные края стоп 3-4 -и.п.

3. "Утята встретили на тропинке гусеницу"

И.п. - то же Ползающие движения стоп вперед и назад с помощью пальцев.

4. "Утка крякает

И.п. - то же 1-2 - отрывая пятки от пола, развести их в стороны ("клюв открылся"), произнести "кря-кря " 3-4-и.п.

5. "Утята учатся плавать"

И.п. - сидя, руки в упоре сзади, носки натянуть 1 - согнуть правую стопу вперед

2 — разгибая правую стопу, согнуть вперед левую стопу

КОМПЛЕКС: № 3 "МАТРЕШКИ"

1. "Мы — веселые матрешки, на ногах у нас сапожки”

И.п. - стоя ноги вместе, руки на пояс 1 - правую вперед на пятку

2-3 - покачать носком вправо-влево 4-приставляя правую, и.п.. 5-8 - то же с левой

2. "Красные сапожки, резвые ножки "

И.п. - то же 1 -правую вперед, в сторону на пятку 2 - правую на носок 3 - правую на пятку

4 - с притопом приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с левой

3. "Танец каблучков"

И.п. - то же 1-2 - поочередно шаг правой, затем левой вперед на пятку, руки в стороны ладонями вверх 3-4 - поочередно шаг правой, затем левой назад па носок, полуприсед, руки на пояс

4. "Гармошка"

И.п. - стоя пятки вместе, носки врозь, руки на пояс. 1- слегка приподнять пятку правой и носок левой и скользящим движением перевести вправо 2- опуская пятку правой и носок левой па пол, стойка носки имеете, пятки врозь 3-слегка приподнять носок правой и пятку левой и скользящим движением перевести вправо 4 - опуская носок правой и пятку левой на пол, и.п. 5-8 то же, что 1-4, 1 -8 - то же, передвигаясь влево

КОМПЛЕКС № 4 "ВЕСЕЛЫЙ ЗООСАД"

1. "Танцующий верблюд"

И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки внизу

Ходьба на месте, поочередно поднимая пятки, не отрывая носки от пола.

2. "Забавный медвежонок"

И.п. - стоя на наружных краях стоп, руки на пояс

Ходьба на наружных краях стоп, поворачивая носки во­внутрь ("по-медвежьи").

3. "Смеющийся сурок"

И.п. - стоя ноги вместе, руки согнуты перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз 1-2 - полуприсед на носках, улыбнуться

3-4 - и.п.

4. "Тигренок потягивается"

И.п. сидя па пятках, руки в упоре впереди 1-2 выпрямляя ноги, упор стоя согнувшись на носках 3-4 - и.п.

5. "Обезьянки-непоседы"

И.п. - сидя по-турецки (согнув ноги коленями и стороны, стопы крест-накрест, наружные края стоп одинаково ровно опираются об пол), руки произвольно 1-2 встать. 3-4 - стойка ноги скрестно на наружных краях стоп 5-6 - сесть7-8 - и.п., сохранять положение правильной осанки

Примечание: дети дошкольного возраста могут выполнять это упражнение, придерживаясь за опору или с помощью препо­давателя; дети младшего школьного возраста выполняют упраж­нение без опоры и помощи преподавателя.

6. "Резвые зайчата

И.п. - стоя ноги вместе, руки па пояс 1-16 - подскоки на носках (пятки вместе)

5. "Елочки"

И. п. - то же 1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 2 - слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол 3-8 продолжать передвигаться таким образом вправо. 1-8 - то же влево

6. "Присядка"

И. п. - то же 1 - присед на носках, колени в стороны, руки вперед - в стороны ладонями вверх

2 - и.п. 3 - правую в сторону на пятку 4 - приставляя правую, и.п. 5-8 - то же с другой ноги

7. "Шаг с припаданием"

И.п. - стоя на правой, левую в сторону книзу, руки на пояс. 1- шаг левой в сторону с носка перекатом на всю стону в полуприсед; 2- встать на правый носок скрестно за левой, левую в сторону-книзу; 3-4 - то же, что на счет 1-2 То же в другую сторону.

КОМПЛЕКС № 5 "КОРОЛЕВСТВО ПТИЦ"

1. "Пингвины"

И.п. - стоя ноги имеете, руки внизу, кисти согнуть. 1- не отрывая пятку, носок правой в сторону; 2 - то же левой; 3-6 - стоять, опираясь на наружный край стоп; 7 - не отрывая пятку, носок правой в и.п. 8 - то же левой

2. "Попугай"

И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно, руки к плечам.

1 - слегка приподняв носки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на иол

2 слегка приподняв пятки, скользящим движением перевести их вправо и опустить на пол

3-8 - продолжать передвигаться таким образом вправо

("попугай ходит по сеточке")

1-8 - то же влево

КОМПЛЕКС №7

(с мячом)

1 -И.п. - сидя, согнув ноги, руки в упоре сзади, мяч под стопами.

Катать мяч вперед-назад двумя стопами вместе и поочередно.

2 -И.п. - то же

Катать мяч вправо-влево двумя стопами вместе и поочередно.

3 - И.п.- то же

Круговые движения двумя стопами вместе и поочередно, вращая мяч вправо и влево.

4 - И.п. лежа па спине, руки внизу, мяч между лодыжками
1-2 - ноги вперед, поднимая мяч и удерживая его стопами
3-4 и.п.

И.п. сидя ноги врозь, мяч внутри на полу у носка правой.

Движением носка внутрь одной стоны перекатить мяч к другой стопе и наоборот.

Примечание: рекомендуется использовать резиновые мячи диаметром 8-12 см.

КОМПЛЕКС №8

(со скакалкой)

1. И.п. - о.с., скакалка па полу, расправленная но всей длине

Разновидности ходьбы по скакалке, стараясь сохранять равновесие и не наступать на пол: ставя пятку одной перед нос­ком другой; разворачивал носки в стороны, скакалка под сере­диной стоп ("елочки"); разворачивая пятки в стороны, скакалка под серединой стоп; приставными шагами вправо и влево.

2. И.п. - скакалка па полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп). Перекаты с пяток на носки и обратно.

2. И.п. - сидя согнув ноги врозь, стопы параллельно, на скакалке, лежащей расправленной на полу. Захватывая скакалку пальцами ног, приподнимать ее вверх и снова опускать на пол.

4. И.п. - тоже. Собирать и расправлять скакалку пальцами ног.

5. И.п. - стоя ноги вместе, скакалка хватом двумя руками за концы впереди

1-2 - поднимая носки с опорой на пятки, перевести скакалку под стопы

3-4 - поднимаясь на носки, перевести скакалку назад

5-6 - опускаясь на всю стопу, стойка ноги вместе, скакалка сзади

7-8 - перемах скакалки через голову вперед, и.п.

6.И.п. - скакалка на полу, расправленная по всей длине, стоя ноги врозь на скакалке, стопы параллельно (скакалка под серединой стоп)

Легкие подскоки на месте и с небольшим продвижением вправо-влево по скакалке.

Примечание: рекомендуется использовать веревочные скакалки, концы которой обматываются изоляционной лентой; дли­на скакалки должна соответствовать росту упражняющегося: ре­бенок встает на скакалку, ноги на ширине стопы (продольно) и натягивает ее к верху при этом концы скакалки должны касаться подмышечных впадин.

КОМПЛЕКС № 9

(с обручем)

1. И.п. - стоя ноги вместе, обруч на полу, руки на поясе

Ходьба по обручу приставным шагом вправо и влево, обруч под серединой стоп, обхватывая края обруча пальцами стоп; то же, но пятки на обруче, а носки на полу; то же, по носки на обру­че, а пятки на полу.

2. И.п. - стоя ноги врозь, стопы параллельно на обруче, лежащем на полу, руки па пояс 1-2 сгибая пальцы ног, обхватить ими край обруча 3-4 - и.п.

3. И.п. - то же. 1-2 –полуприсед, 3-4 - и.п.

4. И.п. - то же. 1-2- присед, 3-4 - и.п.

5. И.п. - стоя ноги вместе, обруч впереди вертикально на полу, хватом двумя руками снаружи за верхний край

1-2 - поднимая носки с опорой на пятки, перенести обруч под стопы

3-4 - вставая па носки, перевести обруч назад за пятки

5-6 - опуститься па всю стопу (стоить и обруче, обруч наклонно)

7-8 - поворачивая обруч, перенести его через голову, и.п.

Примечание: наиболее практичны и удобны обручи из пла­стмассы диаметром 80 см.

КОМПЛЕКС № 10 "ЗАГАДКИ"

Перед выполнением каждого упражнения преподаватель загадывает детям загадки, а они должны "нарисовать" то, что загадано, движением правой, затем левой стопы. Загадки, а также последовательность упражнений желательно варьировать через каждые 1-2 занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.

1. "Месяц"

Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка.

Собака лает, А достать не может.

За домом у дорожки Висит пол-лепешки. Светит, а не греет.

И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади

Несколько раз нарисовать полукруг правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

2. "Солнце"

И дверь, в окно Стучать не будет,

А взойдет И всех разбудит.

По голубому блюду Золотое яблоко катится.

Красная девушки но небу ходит,

И.п. — то же. Несколько раз нарисовать круг и отходящие от него лучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

3. "Тучи"

Летит орлица Через тридевять земель,

Крылья распластали, Солнышко застлала.

Нахмурится, насупится, В слезы ударится –

Ничего не останется.

По небу ходила, Солнышко закрыла.

Только солнце спряталось –И она расплакалась.

И.п. - то же. Несколько раз нарисовать очертания тучи правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.Хочу такой сайт

4. "Молния"

Летит огненная стрела, Никто ее не поймает:

Ни царь, ни царица, Ни красная девица.

Раскаленная стрела Дуб свалила у села.

Сверкнет, мигнет, Кого-то позовет?

И.п. - то же. Несколько, раз зигзагообразными движениями нарисовать, молнию правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.]

5. “Дождь”

Шумит он в поле и в саду, А в дом не попадет.

И никуда я не иду, Покуда он идет.

Меня часто зовут, Дожидаются,

А приду - от меня Укрываются.

Серебряные нити Сшивают землю и небо.

И.п. - сидя согнув ноги врозь, стоим параллельно. Руки в упоре сзади.

Постукивать об пол носком одном но: и другой и носками обеих ног одновременно ("дождь барабанит по стеклам"), оставляя пятки плотно прижатыми к полу.

То же, постукивая пятками, а носки плотно прижаты к полу.

6. “Радуга”

Что за чудо-красота! Расписные вороти

Появились на пути — В них ни въехать, ни войти!

Приказало солнце: стой, Семицветный мост крутой!

Тучка скрыла солнца свет –Рухнул мост, а щепок нет.

Крашеное коромысло Над рекой повисло.

И.п. - сидя, ноги врозь, руки в упоре сзади

Несколько раз нарисовать радугу правой, левой стопой и двумя стопами одновременно.

КОМПЛЕКС № 11 "ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА"

Дети и выполняют упражнения соответствие с ритмиче­ской речью. Сначала преподаватель читает стихи, сопровождая их соответствующими движениями. Затем дети выполняют уп­ражнения под ритмическую речь преподавателя, а впоследст­вии сами произносят текст, иллюстрируя его движениями.

1. "Лиса"

Лиса павою похаживает, Шубу пышную поглаживает.

Шуба рыжая лисы Несказанной красоты.

Ходьба на носках, руки внизу, поворачивая голову вправо-влево ( "лиса оглядывается на свой хвост).

2. "Медведь"

Медведи по лесу бродитОт дуба к дубу ходит.

Ходьба на наружной стороне стоп, "загребая" слегка со­гнутыми руками.

Находит в дуплах мед в рот себе кладет.

Поднимаясь на носки, руки вверх ("медведь достает из дупла мед"),опускаясь па пятки, руки вниз.

3. "Олененок"

Рано поутру спросонок Был капризным олененок.

Ходьба на месте, поочередно поднимай пятки, не отрывая носки от пола.

Левой ножкой - топ-топ! Правой ножкой - топ-топ!

Бьют копытца - цок-цок!Олененок-скок-скок!

Стоя ноги вместе, руки на пояс, поочередно сгибать ноги впе­ред, натягивая носки, разгибая, ударять носком- "копытцем " об пол.

4. "Ежик"

По сухой лесной дорожке –Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ежик.

Ищет ягодки, грибочки Для сыночка или дочки.

Ходьба в полуприседе на носках, руки подняты перед грудью локтями вниз, кисти направлены пальцами вниз.

5. "Зайчик"

Зайка по лесу скакал, Зайка корм себе искал.

Подскоки на носках (пятки вместе)

КОМПЛЕКС № 12 "ПОПРОБУЙ, СОСЧИТАЙ!"

Перед выполнением комплекса дети и исходном положении сидя ноги прочь, руки в упоре сзади, проводят разминку стоп, "рисуя" ими цифры, правой ногой - от 0 до 9, а левой в обратной последовательности, от 9 до 0. Затем, перед, выполнением каждого упражнения преподаватель задает детям занимательную задачу, а они должны быстро решить ее и "нарисовать" ответ движением правой, затем левой стопы. Задачи и последовательность упражнений желательно варьировать через каждые 1-2 занятия, чтобы стимулировать мыслительные процессы у детей.

У домика утром

Два зайца сидели


И дружно веселую

Песенку пели.

Один убежал, а второй

Вслед глядит.

Сколько у домики

Зайцев сидит?

И.п. – то же.

Несколько ран нарисовать цифру "1" правой, затем ле­вой стопой и двумя стопами одновременно.

Утка морковку

В корзине несла,


Этой покупкой

Довольна была.

Если еще ей

Морковку купить,

Сколько их будет?

Ты можешь сложить?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "2” правой, затем ле­вой стопой и двумя стопами одновременно.


Ежик по лесу шел,

На обед грибы нашел:

Два - под березой,

Один — у осины.

Сколько их будет

В плетеной корзине?

И.п. - сидя ноги врозь, руки в упоре сзади.

Несколько раз нарисовать цифру ''3" правой, затем ле­вой стопой и двумя стопами одновременно.


Под кустами у реки

Жили майские жуки:

Дочка, сын, отец и мать.

Кто их может сосчитать?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "4” правой, затем ле­вой стопой и двумя стопами одновременно.


Ну-ка, сколько всех ребят

На горе катается?

Двое а саночках сидят,

Двое дожидаются.

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "4" правой, затем ле­вой стопой и двумя стопами одновременно.

Семь гусей пустились в путь,

Два решили отдохнуть.

Сколько их под облаками?

Сосчитайте, дети, сами.

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "5" правой. затем ле­вой стопой и двумя стопами одновременно.


Дарит бабушка-лисица

Трем внучатам рукавицы:

- Это вам на зиму, внуки,

Рукавичек по две штуки.

Берегите, не теряйте. –

Сколько всех, пересчитайте.

И.п. – то же.

Несколько ран нарисовать цифру "6" правой, затем ле­вой стопой и двумя стопами одновременно.

На березе две синички

Продавали рукавички.

Прилетело еще пять.

Сколько будет продавать?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "7” правой, затем ле­вой стопой и двумя стопами одновременно.


Яблоки и саду поспели.

Мы отведать их успели.

Пять румяных, наливных,

Три с кислинкой.

Сколько их?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "8” правой, затем ле­вой стопой и двумя стопами одновременно.

Все ли здесь цыплята, детки,

Надо сосчитать наседке.

Шесть на грядке, три во ржи,

Сколько их всего, скажи?

И.п. - то же

Несколько раз нарисовать цифру "9" правой, затем ле­вой стопой и двумя стопами одновременно.

Методические рекомендации: Представленные комплексы упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей дошкольного и младшего школьного возраст могут применяться в различных различиях частях занятия (урока) по физической культуре, а также в других формах работы по физическому воспитанию в процессе утреней зарядки, гимнастики после дневною сна, в качестве домашних заданий и т.п.

Наибольший эффект достигается тогда, когда упражнения выполняются босиком.

Дозировка упражнений зависит от возраста и уровня подготовленности детей и может составлять от 4-5 раз на этапе разучивания упражнений до 10-12 раз на этапе закрепления и совершенствования комплекса. Дозировка упражнений в ходьбе на этапах разучивания и закрепления составляет соответственно 20-30 секунд до 2-3 минут.

С целью создания положительного эмоционального фона следует выполнять упражнения под музыку (например, для комплекса "Утята" в качестве музыкального сопровождения использовать "Танец маленьких лебедей" из балета П.И.Чайков­ского "Лебединое озеро" в современной обработке). Кроме того, необходимо применять наглядные пособия (различные картинки, рисунки), а также загадки, песни, стихотворения, соответствующие сюжету комплекса. Все это будет способствовать повышению интереса и активности детей и, следовательно, более качественному выполнению упражнений.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 22.03.2019

Дата обновления: 22.03.2019

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».